?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

© ЛЮБОЕ КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА И ИЛЛЮСТРАЦИЙ
ИЗ НАСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ ЗАПРЕЩЕНО!

НАРВСКОЕ ЗНАМЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ
(совр. Ивангородское Петро-Павловское кладбище)


Краткий исторический очерк


… Идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная

Кондак, глас 8, из поминального чинопоследования


Ивангородское кладбище расположено на Ивановской горе-взгорье к востоку от Ивангородской крепости. На этом месте ранее находилось имение Rathshof, которое во время сражений Северной войны в 1703 году было стерто с лица земли.

Сведений о точном времени появления здесь кладбища пока обнаружить не удалось. Старожилы рассказывали, что встречали здесь каменные плиты, датированные XVII веком, но при тщательном обследовании погоста обнаружить их не удалось. В ходе нашего исследования территории погоста самым старым захоронением на сегодняшний день признана могила конца XVIII века со следующим текстом на гранитной плите:

«Здесь погребен сын, тело, прах
имянитаго гражданина Антипа Долговского
отрока Иоанна 15 лет, скончавшегося
1797 года и младенцев Петра, Любви,
Иоанна, Александра и Анны».

Настоящее захоронение расположено рядом с могилой потомственного, почетного гражданина г. Нарвы купца Пантелеева Филиппа Яковлевича (†1914) неподалеку от входа в прикладбищенскую церковь.

Можно предположить, что кладбище появилось в годы царствования Императрицы Екатерины Великой во второй половине XVIII века, когда при эпидемии тифа и оспы попавшей в Россию из Западной Европы в 1772 году Указом Сената было запрещено производить захоронения на прежних кладбищах в городских пределах, вследствие этого погосты выносились за городскую черту. Тогда в Нарве появились два кладбища: Нарвское Сиверсгаузенское (Сиверское) лютеранское и Нарвское [Ивангородское] православное. Кладбище было приписано к приходу Нарвской [Ивангородской] церкви во имя иконы Божией Матери «Знамение», отчего часто именовалось в документах «Знаменским», так же кладбище значилось, как Нарвское Ивановское, Нарвское Гарнизонное. Вероятно, изначально настоящий погост был учрежден как кладбище Нарвского Военного гарнизона, позже он был упразднен и организован как общегородской православный для русской части жителей Нарвы.

В 1856 году нарвский купец Павел Иванович Орлов построил на свои деньги кладбищенскую часовню в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Уже в 1858-1859 гг. он перестраивает ее в церковь. С этого времени кладбище также обиходно именовалось Петро-Павловским, или Нарвским [Ивангородским] православным.

В 1858-59 гг. П.И. Орлов оплатил постройку кладбищенской каменной ограды и ворот. Автор проекта храма и ворот архитектор В.К. Рейер (ученик известного российского архитектора К.А.Тона, по проекту которого был построен храм Христа Спасителя в Москве). Ворота и каменное ограждение частично сохранились до наших дней. Каменная кладбищенская лестница с металлическими поручнями имеет зримое сходство с монастырской лестницей 1877 года на острове Валаам.

По некоторым сведениям в августе 1890 года прикладбищенскую церковь посетил Император Александр III. На убранство храма и утварь жертвовали горожане, в частности, можно отметить серебряное паникадило подарок барона А.Л. Штиглица, дискос и братину - дар потомков почетного гражданина г. Нарвы генерала Н.А. Яфимовича. Храмовый антиминс был с мощами Святителя Савватия Желтоводского.

В 1905 году рядом с верхним подъемом лестницы была построена каменная сторожка смотрителя (до наших дней сохранились руины стен).

С 1920-х гг. в православных Нарвских приходах возникли разногласия в среде священнослужителей и мирян о праздновании Пасхи по старому или по новому стилю. В 1925 году группе Ивангородских прихожан отстаивавших дедовские каноны, предоставили кладбищенскую церковь для совершения богослужений по старому стилю. В начале 1931 года все остальные православные приходы Нарвы перешли на празднование Пасхи по новому стилю.

Ивангород в те годы не имел самостоятельного статуса, а входил в территориальное подчинение г. Нарвы под названием Ивангородский форштадт. Обиходно в просторечие назывался «Русской Нарвой», «Ивановской стороной», «Ванькиной деревней». Саму же Нарву, русские жители именовали «Немецкой Нарвой». Городские привилегии были пожалованы шведским королем Густавом Адольфом II в 1617 году. В 1645-46 гг. королевой Кристиной был лишен статуса и включен в состав г. Нарвы. Повторно городской статус получил лишь в 1954 году.

Известно, что «немецкие» нарвитяне часто наказывали родственникам при жизни, или отписывали в духовном завещании о захоронении своего праха в русской земле на Ивангородском погосте. По воспоминаниям старожилов настоящая территория к первой половине XX века представляла помпезное и богатое кладбище. По качеству надгробий, скульптур, часовен и по технике их исполнения погост превосходил левобережный Нарвский и напоминал фрагмент столичного Некрополя. В частности, к образцу памятника искусства можно было бы отнести бронзового ангела на фамильном захоронении баронов Штакельбергов. Скорбящий ангел в 1980-х годах был украден, остался лишь камень-валун, служивший его основанием, а гранитные надгробия ныне подвергаются актам вандализма.

Многие часовни и склепы, представлявшие художественную и историческую ценность, уничтожены. Встречаются площадки, на которых полностью утрачены могильные памятники. Несмотря на значительный урон, нанесенный исторической части кладбища, до наших дней сохранились: церковь, некоторые часовни-склепы и многие каменные надгробия.

Важно отметить сохранность могил священника Александра Волкова (†1919) убитого красноармейцами и причисленного к лику Святых Новомучеников Российских Синодом РПЦ 26 декабря 2001 года; Архиепископа Псковского и Порховского Евсевия (Гроздова) (†1929; останки перенесены весной 2006 года в Эстонию и перезахоронены на погосте Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря); широко известного в Европе русского ученого, профессора Петербургского и Тартуского университетов Михаила Анатольевича Курчинского (†1939); военного священника Анатолия Лебедева (†1881) 8-го гренадерского полка, участника Русско-турецкой кампании 1877–1878 гг., оставившего после себя дневник похода (опубликован в 1878); участников Отечественной Войны 1812 года, Георгиевских Кавалеров, офицеров Русской Императорской Армии; двух сыновей известного композитора И.Ф. Архангельского и многих других благородных людей, заслуживающих вечной памяти и покоя, как и всех здесь лежащих. Несмотря на утрату некоторых текстовых табличек, точные месторасположения захоронений некоторых именитых россиян удалось сохранить.

В годы 1-й Эстонской республики (1918-1940) была создана Кладбищенская комиссия, в обязанности которой входило распределение мест для захоронений и благоустройство. Так в 1930-х годах заведующим кладбищем являлся А.Г. Кибок, который был награжден Эстонской Апостольской Православной Церковью за труды в ноябре 1937 года орденом Св. Платона 3-й степени. Комиссия ежегодно отчитывалась за свою работу перед приходским советом Нарвской Знаменской церкви.

Первый большой урон кладбищу нанесла война. В 1945 году нарвитянин, вернувшийся домой из сибирской ссылки, вспоминал: «Картину запустения, а вернее, опустошительного разрушения, будто после страшной бури, представляло из себя Ивангородское кладбище. В окружении сломанных деревьев, тяжело израненная, искромсанная осколками снарядов, жалкое впечатление производила кладбищенская Петровская церковь (правильно - Петро-Павловская церковь – С.З.). В таком же состоянии находилась часовня – склеп Лаврецовых. Двери часовни открыты настежь. Вскрыт плиточный пол, подняты железные створы входа в склеп. Внизу – два пустых цинковых ящика, из которых вытащены гробы с останками покойных. Куда их выбросили? По кладбищенским дорожкам невозможно пройти из-за поваленных во всех направлениях вековых деревьев. Выворочены и согнуты железные кресты, разбиты мраморные памятники и надгробия, искорежены и сплюснуты к земле под тяжестью деревьев многочисленные ограды. До войны чистое, уютное и ухоженное Ивангородское кладбище стало местом сборища хулиганов и всяких подозрительных личностей».

Кладбище было закрыто в 1976 году. В 1991 году в виде исключения городскими властями было дано разрешение на подхоронение в могилы родных праха Марии Дмитриевны Капраловой.

В середине 1980-х годов городскими чиновниками всерьез обсуждался вопрос о сносе старого кладбища и устройстве на его месте парка. Но эта дикая идея не нашла поддержки большинства, поскольку вероятность общественного взрыва была слишком очевидна. Многие родственники усопших чтят память своих близких, осуществляя постоянный уход за их могилами. Ежегодно накануне Святой Пасхи из Нарвы в Ивангород приезжает несколько автобусов с потомками тех, чьи родственники здесь похоронены.

Предметом пристального внимания для изучения кладбища историками–некрополистами явилась первая половина 1990-х гг. Так в 1991-1992 гг. доцентом Нарвской высшей школы (ныне доктор философии) Ю.П. Мальцевым (Таллин) с группой студентов была предпринята опись сохранившихся захоронений (фактически было описано всего лишь около 400 могил, причём советского периода). Наиболее полная опись сохранившихся захоронений (эпитафии и тестовые таблички) насчитывающая более одной тысячи могил завершена братьями Воинского Ямбуржского Михаило-Архангельского братства в конце октября 2004 года.

Важно отметить, что настоящее кладбище невольно превратилось и в воинский мемориал, на его территории располагается братская могила воинов павших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. На мраморных плитах данного захоронения выбито 43 фамилии, причем значительная часть погребенных здесь воинов остаются безымянными.

В последние годы на День Георгиевских Кавалеров 9 декабря на братскую могилу белых воинов приезжают несколько автобусов и машин с паломниками из Петербурга, Нарвы и Ямбурга, дабы провести Крестный ход, отслужить литию и возложить цветы с венками. В этой братской могиле упокоилось в 1919-1920 гг., по различным оценкам исследователей, от двух до четырёх тысяч солдат, офицеров, сестёр милосердия, военврачей, военных чиновников… Северо-Западной Армии генералов Н.Н. Юденича и А.П. Родзянко. Лишь недавно в ходе архивных изысканий удалось установить данные пока на 276 военнослужащих СЗА из тысяч погребенных здесь. Среди них, скончавшийся от тифа и похороненный в братской могиле родной правнук А.С. Пушкина (по материнской линии) и внучатный племянник Н.В. Гоголя (по отцу) поручик артиллерии Владимир Николаевич Быков (†24.12.1919).

Потомки упокоившихся здесь российских граждан проживают, как в России, Эстонии, так и в дальнем зарубежье. Не так давно граждане Германии посетили данное захоронение. Настоящая братская могила (точнее сказать братское кладбище) уникальна еще и тем, что фактически является единственным братским захоронением белых воинов с сохранившимся первозданным памятником 1936 года и первоначальным оформлением небольшой протяженности могильного рва на территории бывшего Советского государства. Братское захоронение также не избегло актов вандализма.

Кладбище посещают туристы из Англии. С XIX века в Ивангороде существовала небольшая английская колония, некоторые представители которой нашли здесь последний приют.

Пик волны разграбления могил и глумления над прахом покойных пришелся с конца 1980-х по 1990-е гг. на время слома советской государственной формации и в нагрянувшее безвременье вседозволенности и крушения моральных и нравственных основ, когда значительная часть граждан лишилась своего прежнего социального статуса.

В крипте (нижний храм, склеп) прикладбищенского храма Св. Первв. Апостолов Петра и Павла осквернена усыпальница купцов Орловых. Вывороченные из бетонного пола металлические гробы с их останками взломаны и брошены. Представители семейства Орловых являлись в свое время щедрыми благотворителями и радетелями о нуждах бедных, увечных гражданах и их детях. Сам же храм обращен в отхожее место! На церковных дверях начертан знак сатаны: перевернутая пятиконечная звезда, двумя остриями вверх, в круге. На стене храма недоразвитыми подростками намалёвано краской приветствие на английском языке с ошибкой: «Добро пожаловать в ад!» и кощунственный восторг к похоти. На крестах и надгробиях захоронений часто можно встретить начертанные краской сатанинские символы «666», «ад», нацистскую свастику, языческие символы…. Некоторые местные жители и даже священнослужители склонны считать, что в городе орудует шайка сатанистов.

Индивидуальные захоронения, расположенные в радиусе кладбищенского храма, как правило, представляют собой склепы, устроенные на уровне земли и не видимые глазу, что по принятому табелю о погребении усопших в Императорской России означало захоронение по 1-му разряду. Сроки сохранности подобного склепа могут достигать 100 лет и более, при условии ухода за ним. Сегодня важно отметить наличие провалов в кирпичных сводах склепов. Эти провалы притягивают все тех же мародеров.

Так своды склепа, где был погребен почетный гражданин г. Нарвы, генерал-лейтенант Н.А. Яфимович (†1906), давшие осадку, привлекли внимание черных следопытов, которые проделали лаз в склеп. Четыре раза подвергалось осквернению захоронение генерала, в результате этим нелюдям удалось вскрыть дубовый фигурный гроб боевого офицера и надругаться над его останками. Все четыре раза автор данного очерка с единомышленниками спасал могилу командира Лейб-Гвардии Драгунского полка, собирая останки участника Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. (фаланги пальцев, берцовые кости) с поверхности, укладывая их обратно в могилу, и закрывая лаз бордюрной каменной плитой. В июне 1997 года представителями Ямбургского братства во имя Св. Архистратига Божия Михаила (совр. Кингисепп) и юными разведчиками 38-го отряда ОРЮР (С.-Петербург) на могиле русского офицера (взамен ранее разбитому беломраморному) был воздвигнут деревянный, общехристианский крест. Через два года, неизвестными злоумышленниками крест был выкопан и уложен основанием в разведенный у церкви костер. Крест подвергается и иным надругательствам, но периодическими посещениями и уходом водружался на прежнее место. Летом 2004 года крест был сломан, а фрагменты его брошены в склепе купцов Орловых.

По фактам осквернения могилы местным криминальным отделом милиции предпринималось расследование, но, к сожалению, в продолжение следствия нам было отказано. Регистрация заявлений в Книге происшествий Ивангородского ОВД: №280, Апрель 1997; №963, от 27.11.1997. Извещение Ивангородского ОВД об отказе в продолжение расследования по факту осквернения могилы (Дело №103/5038, закрыто 09.12.1997).

В разрушенной часовне-склепе семейства Цветаевых под вскрытым полом устроена свалка извлеченных из земли черепов и других человеческих останков. Здесь вместе с родными упокоился в свое время уважаемый и известный православный священник. Давно разграблена и осквернена часовня–склеп семейства Лаврецовых, редких по благородству души благотворителей. В Нарве и по сию пору представлена коллекция картин из их частного собрания, переданная при их жизни в дар городу. В подвальном помещении часовни вперемешку с берцовыми костями устроена свалка мусора. Верхний же этаж часовни используется по тому же назначению, что и прикладбищенской храм. Ученые и общественные организации Эстонии высказывают намерение помочь в деле восстановления часовни Лаврецовых, в случае придания кладбищу статуса Некрополя или открытия такового.

Не менее горестную картину являют и могилы воинов сражавшихся с нацистами. К примеру, надгробие лейтенанта С.В. Давыдовского (1921-1949) подвергалось осквернению несколько раз, в последнем случае на памятнике нарисовали нацистскую свастику и опрокинули его. У надгробия подполковника, кавалера шести боевых наград К.Э. Китто (1898-1962) сломано навершие памятника. В удручающем состоянии и иные могилы участников Великой Отечественной войны.

Летом 1996, 1997 и 2003 гг. членами военно-исторических клубов и молодежных организаций (Москва, С.- Петербург, Ямбург) были проведены восстановительные работы и обихожены могилы и братские захоронения воинов Русской Армии.

В настоящее время погост являет ужасающую картину разгрома надгробных памятников и глумления над человеческими останками. Обыденным на кладбище стал выгул собак, распитие спиртных напитков, проведение молодежных посиделок. Местный погост облюбовали бомжи, устраивая летом шалаш у внутренней стены каменного ограждения. Дошло до того, что зимой 1998 года отец здесь учил сына стрелять из пистолета системы «ТТ» («Время», газета, Кингисепп, 1998, 18 февраля). На некоторых металлических крестах можно видеть следы от пуль. Старожил П.П. Июдин рассказывал автору, как он палкой гнал молодую пару, решившуюся… совокупиться между могил.

На сегодняшний день на данном кладбище снесены все (!) кресты (навершия) каменных памятников и нанесен различный урон их основаниям. Но сохранились в основном многие старые захоронения с каменными саркофагами конца XVIII начала XIX веков и многие кресты, представляющие несомненную, историческую и художественную ценность, брошенные рядом или неподалеку от надгробий. При возобновлении работы кладбища или придания ему статуса Некрополя, восстановление многих исторических памятников представляется вполне осуществимым делом.

Осенью 2003 года были обнаружены новые подкопы в склепы конца XIX начала XX вв. Также отмечены свежие следы актов вандализма. Например, сломан чугунный крест на могиле учителя Нарвской гимназии (жителя Ивангорода) К.Е. Пшеницына (†1935). Покойный являлся талантливым астрономом, неординарные, яркие способности в данной науке проявил после окончания Петербургского университета, но, не смотря на горячие уговоры профессуры остаться и продолжить научную деятельность, вынужден был, по причине сложного материального положения семьи, устроиться на преподавательскую работу в Нарвской гимназии. В Нарве снискал уважение и известность, как общественный и церковный деятель.

Видя безразличие властей, и уверившись в своей безнаказанности, мародеры и вандалы добрались до воинского мемориала, расположенного слева при въезде в город со стороны Кингисеппа. В ноябре 2003 года была осквернен памятник на могиле воина Александрова, погибшего смертью храбрых в Чечне (“Время” 26.11.2003).

Как здесь не вспомнить слова из письма старого русского эмигранта, осведомленного об ужасающем состоянии российских кладбищ: «Я хочу Вам рассказать о Русских военных кладбищах Первой Мировой войны. Одно лежит, можно сказать, теперь в городе [г. Эннс, Австрия]. Там похоронено более 3000 русских солдат (военнопленных), там построена маленькая часовня и стоит памятник, сделанный русскими офицерами для своих товарищей с православным крестом. Каждый год там служится панихида. Почему я об этом пишу? Просто потому, что, несмотря на то, что вокруг находятся жилые дома и различные фирмы, никто его не разрушил. Несмотря на то, что цены на квадратный метр земли в таком месте громадные!

И вспомнил я, как мне писали мои знакомые из России, где на кладбищах строят дома или футбольные площадки, разрывают могилы наших предков, ища драгоценностей, или, чего-то другого. И в себе подумал, какое счастье в беде человеческой имеют здесь умершие! Никто их сон смертный не тревожит, спят эти богатыри далеко от своей Родины. Несмотря на то, что люди, которые живут вокруг, были, когда-то, их врагами…».


Французский генерал и политический деятель Шарль де Голль в свое время сказал: «Народ, который забывает своих мёртвых, недостоин даже упоминания!».


© С.Г. Зирин


Источники и литература

1. Абисогомян Роман. Краткие биографические сведения о некоторых генералах Русской Армии, проживавших в Эстонии 1920-1930-х гг. // Труды Русского исследовательского центра в Эстонии. Выпуск 3-й. Составитель проф. В.А. Бойков. Таллин. 2004. С.179-197. Здесь. С.186-189; Переписка с Р.А. Абисогомяном (2006).
2. Александров К.М. Юные разведчики восстанавливают могилы Белых воинов // «Православная Русь», 1997, №14 (РПЦЗ). Джорданвилл, шт. Нью-Йорк, США; Русский Скаут // «Новый Часовой», 1999, №8-9, Спб Университет. С.451; Русский Разведчик. Там же: 2000, №10. С.399.
3. Архангельский В.И. – С.В. Никитину. Письмо от 01.02.2003 (Таллин).
4. Бачманов П.М. «И мое сердце болело мне!..» // «Имперский Вестник», 2003, №64. С.6-9.
5. Бойков В.А. Общественно-политические взгляды М.А. Курчинского // Русские на пороге XXI века: прошлое, настоящее, будущее. Таллин, РИЦЭ, 2000. С.60–67.
6. Валаам. Фотоальбом. Л., 1986. Б.п.
7. Викарии Нарвские и Ямбургские: Нарвское викариатство (1887–1945) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, 2001, выпуск 25-й. С.45–46.
8. Гроссен Г.И. (Нео-Сильвестр) Агония Северо-Западной Армии. (Из тяжелых воспоминаний) // «Историк и современник», т.5, Берлин, 1924. С.132-167; В сокр. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, 2001, выпуск 25-й. С.144-153, ил.
9. Зирин С.Г. Восстановление // «Время» (Кингисепп), газета, 1997, 5 июля; И вновь «черные следопыты», там же: 1997, 19 ноября; Смена белых поколений // «Наша Страна», газ., 1998, №2485-2486, 28 марта (Буэнос-Айрес); Надо спасать могилы белых воинов, там же: 1998, №2489-2490, 25 апреля; Цветы и ненависть // «Время», 1998, 15 августа; Списки жертв Нарвской катастрофы 1919-1920 гг. // Белое Дело в Гражданской войне в России 1917-1922 гг. Материалы научной конференции. М., «Посев», 2005. С.293-308; Крестный Марш. Поиск и восстановление захоронений воинов Армий Белых Фронтов. В сб. Белое Движение на Северо-Западе и судьбы его участников. Материалы второй международной научно-исторической конференции в Пскове (составители О.А. Калкин, Н.А. Горбачев), Псков, 2005. С.198-250; Некрополь северо-западников на территории современной России // «Михайлов День 1-й: Журнал Исторической России», Ямбург, 2005. С.15-39; Там же: Некрополь Русской провинции. Ивангородское православное кладбище. С.177-183; «Здесь лежат верные законам Отечества» //«Михайлов День 2-й», Спб, 2010. С.25-27.
10. Исаков С.Г. Русские в Эстонии 1918-1940. Историко-культурные очерки: Тарту, 1996. С.84-101; Очерки истории русской культуры. Таллин, «Александра», 2005.
11. Канн П.Я. Нарва. Страницы истории города. Таллин, 1979.
12. «Белая Гвардия», альманах (гл. редактор В.Ж. Цветков), 2003, №7. С.163-197.
13. Кумыш Владислав. Священники Ивангородские: протоиерей Димитрий Чистосердов (1861-1919) и иерей Александр Волков // Санкт–Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 25-й, 2001. С.96-101.
14. Лебедев Анатолий. Путевые наблюдения и заметки во время последней Турецкой войны. Из дневника полкового священника. Извлечено из газеты «Современность», Спб, типография журнала «Странник», 1878 г. (27 с.). Движение на Константинополь. Повседневная жизнь дивизии после заключения перемирия. Местное болгарское, греческое и турецкое население, его отношение к Русской Армии.
15. Мальцев Ю.П. Мартиролог воинов и военнослужащих Северо-Западной Армии 1919-1920 гг. Нарвское Знаменское кладбище // «Михайлов День 2-й», Спб, 2010. С.39-44.
16. Метрическая книга Нарвской Знаменской гарнизонной церкви, ч. 3-я об умерших, 1747 г. / EAA. F.5351. N.1 .S.1. L.1-3 (Эстонский Исторический архив, Тарту).
17. Нарва. Культурно-исторический справочник [XIV-1940] . Нарвский музей, 2001.
18. Опись эпитафий с сохранившихся могил на Ивангородском старом кладбище по состоянию на 1 ноября 2004 года. Составители С.Г. Зирин, А.А. Фадеев / Личный архив С.Г. Зирина.
19. Рацевич Степан. Глазами журналиста и актёра (Из виденного и пережитого). Том 2, ч.2. Таллин [2007]. С.8-9.
20. Рутыч Н.[Н]. Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной Армии. М., «Русский Путь», 2002.
21. Скробогатов Н.А. Памятная книжка окончивших курс в С.-Петербургской духовной семинарии 1811-1895 гг., Спб, 1896 г.; История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях». Аннотированный указатель, т.3, ч.2, М., «Книга», 1980. С.234.
22. Смолин А.В. Агония Северо-Западной Армии. В сб. Интервенция на Северо-Западе России. Спб, «Наука», 1995. С.355-356; Он же: Белое Движение на Северо-Западе России. Спб, «Дмитрий Буланин», 1999.С.384-406.
23. Список генералам по старшинству на 1905 год. Спб, 1905.
24. Старицына Г.К. Церковь Свв. Апп. Петра и Павла на Ивангородском кладбище // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001, выпуск 25-й. С.83-85.
25. Статистические сведения храмов и монастырей Санкт-Петербургской епархии. Спб. Выпуск 2-й. Т.10, 1885.
26. Энн Кюнг. Русские купцы и граждане Нарвы во второй половине XVII века. // Нарвский музей, сб-к монографий, Нарва, 2002. С.7-8.
27. Karsten von Bruggemann. Vom Ende eines Krieges: Die Typhusepidemie in Narva 1919/1920. Acta et commentationes collegii Narovensis. 1. 2002. Narva (Об окончании одной войны. Эпидемия тифа в Нарве 1919-1920 гг. Сборник Нарвского колледжа 1-й выпуск, Нарва, 2003).

АТРИБУЦИЯ


1 – Вход на кладбище
2 – Крест на могиле Святого новомученика иерея Александра Волкова
3 – Тот же крест после акта вандализма
4 – Руины сторожки смотрителя
5 – Кладбищенская церковь Свв. Первв. Апостолов Петра и Павла
6,7 – Осквернённые стены церкви – два фото
8 - Алтарь поруганного храма
9 – Могила профессора М.А. Курчинского
10 – Без слов
11 – Без слов
12 – Сломанный крест на могиле преподавателя Нарвской гимназии К.Е. Пшеницына
13 – Без слов
14 – Шалаш бомжей
15, 16 – Лазы черных следопытов в старинные склепы – два фото
17 - Братская могила советских воинов (в настоящее время заросла сорной травой; сентябрь 2011 г.)
18,19,20 – Крест на братской могиле воинов и военнослужащих Северо-Западной Армии генералов Н.Н. Юденича и А.П. Родзянко. Лития на братской могиле 9 декабря 2004 года, День Георгиевских Кавалеров – День Русской Армии – три фото
21 – Без слов









































Комментарии

( 2 комментария — Оставить комментарий )
forestier
15 окт, 2011 19:34 (UTC)
Хороший материал
forestier
7 янв, 2012 16:41 (UTC)
А где тэги?
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Апрель 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com